Дин Жарен, Сбоку-Там и бочка Грогу. Взвешиваем третий сезон.

Сериал "Мандалорец"

Третий сезон флагманского для диснеевских Звёздных Войн сериала “Мандалорец” ярко продемонстрировал не только производственный (а может, и финансовый) кризис в соответствующей студии, но и большую проблему со зрителями. А именно — с критериями оценки.

1.png

Можно наблюдать множество рецензий вида: “сериал уже не тот, ерунда какая-то, скучно, глупо, разочаровало”... Оценка — 8 из 10. Позвольте, 8 — это прекрасный Властелин Колец, которому можно снять один-два балла за отсутствие Тома Бомбадила и тому подобные недочёты. Для понимания давайте упростим шкалу до трёх баллов максимум. Тогда один балл — это плохо, два балла — это средне, а три — отлично. Десятибальная же шкала просто добавляет градации: насколько именно шедеврален шедевр и насколько именно ужасен провал. Очевидно, что, прикладывая эту шкалу ко всему кинематографу в целом (а шкала именно для того и служит, чтобы сравнивать), мы дадим три балла совсем небольшому количеству фильмов, действительно признанных и проверенных временем культовых произведений, которые не зазорно пересматривать каждый год, по которым делают косплей, пишут фанфики и которыми в свою очередь вдохновляются другие. Это “Властелин”, “Матрица”, “Крёстный Отец”, “Криминальное Чтиво”. С сериалами сложнее, поскольку их качество зачастую неравномерно: например, первые сезоны “Игры Престолов”, “Доктора Хауса” и “X-Files” однозначно внесли огромный вклад в культуру.

12.png

Что же такое “средне”? Это нормальные фильмы и сериалы, которые вы, может быть, разок пересмотрите. Они тоже внесли вклад, но уже скромнее, их можно забыть или вовсе не знать. Это хорошие, но не шедевральные, фильмы Нолана и Снайдера, это оригинальный, но неоднозначный артхаус, это очень многие детективы и комедии. В общем, это, наверное, большинство кинопродукции, доходящей до широкого кино- и стриминг-проката.

Именно такими были два первых сезона “Мандалорца”. Давайте по-честному: они совсем не были шедеврами, даже на фоне других диснеевских потуг. Это были крепко скроенные, симпатичные и приятные два сезона — со своими проблемами, немного навязчивой рекламой мягкой игрушки, дерзким решением сэкономить на центральном актёре, показывая вместо него дублёра в шлеме, подозрительными отсылками к сиквелам, инновационным способом съёмки и простой до неприличия концепцией: космический вестерн, путешествие отца-одиночки и маленького ребёнка по разным локациям, удачным и не очень. Это были честные 5-6, то есть верхний уровень среднего.

5.png

Но так уж сложилось, что появился этот сериал в крайне удачный момент, когда надежда фанатов на будущее вселенной и надежда студии на хорошие сборы были в очень плохом состоянии. Сиквелы один другого лучше, крайне неоднозначный “Соло”... И вот появляется Он, герой в сверкающем шлеме из бескара. Он прост и понятен, он привлекает и женщин и мужчин, он не претендует на многое, но в то же время обещает почти что новую киновселенную внутри киновселенной — так называемый “мандовёрс”. Педро Паскаль купается в лучах обожания, игрушечный Грогу разлетается, как горячий пирожок, зрители с замиранием сердца ждут десерта — и получают его: Асока, Бо-Катан, упоминание Трауна, и в конце концов — Люк Скайуокер собственной персоной.

Казалось, Звёздные Войны спасены, Джон Фавро герой, где-то рядом довольно улыбается его приятель на ту же букву в ковбойской шляпе. Будет “Асока”, вернётся Траун, а Грогу после трогательной сцены расставания уже начал обучение в новой академии джедаев.

7.png

Но каким-то образом Палпатин вернулся… Извините, это из соседнего кошмара. Но то, что произошло дальше, не иначе как придумал сценарист “Скайуокер. Восхода” — иначе откуда такое нагромождение нелепой глупости на ровном месте?

Мы можем только догадываться о том, что случилось. Судя по всему, руководство студии решило, что такой хорошей банте больше нельзя бесконтрольно гулять по Татуину: её загнали в стойло и подсоединили автодоилку в надежде получать синее молоко в промышленных объёмах. Была собрана новая сценарная группа, которая решила, что самое главное в Звёздных Войнах — это динозавры (!) и т.н. «дайвёрсити», то есть разнообразие.

2.png

Грогу нужно срочно вернуть, ведь он показал отличную статистику продаж, — и наплевать, что это нарушит логику истории и обнулит весь смысл двух первых сезонов. Заодно вернём и других персонажей: раздражающую беззубую стендапершу с Татуина, набившую оскомину планету Неварро с её обитателями и даже героически пожертвовавшего собой в финале первого сезона дроида IG-11.

Ну и конечно — после увольнения Джины Карано нужно ввести в сериал сильную женщину. И на этот раз не просто ввести, а и попытаться перетянуть на неё внимание. Для этой цели удачно попалась Бо-Катан: ведь она, по заявлению авторов, тоже как бы “Мандалорец” — так что кто главный герой сериала, застенчиво сказали они, “ещё неизвестно”.

10.png

То ли съёмки к этому моменту уже начались, то ли были другие производственные сложности, но процесс пришлось серьёзно задержать. Мы предполагаем, что для того, чтобы перекроить сценарий и доснять сцены с Грогу и Бо-Катан. Это повлекло за собой эффект домино: другие сериалы тоже задержались, а некоторые — вышли недоделанными. Так появился скороспелый “Боба Фетт”, в котором торопливо объяснили, откуда в третьем сезоне снова возьмётся мини-Йода. Так появился “Оби Ван”.

И вот после почти трёх лет ожидания третий сезон наконец вышел. И выглядит он так, будто сняли его за неделю. Ещё раз, давайте будем честными: в нём объективно плохо почти всё, даже то, чего было сложно ожидать: визуал и главные герои. Кто бы мог ещё недавно подумать, что появление на экране умилительного зелёного малыша будет вызывать целый спектр негативных эмоций и что угодно, кроме желания купить игрушку. Добиться подобного — действительно талант, почему и возникли теории о том, что Фавро или кто-то ещё из создателей решили намеренно похоронить франшизу. И эти теории совсем не лишены основания.

11.png

F*ck, f*ck, f*ck, f*ck, f*ck, f*ck, f*ck, f*ck, f*ck!

Здесь нет вменяемого сюжета, но это даже нельзя назвать сезоном-филлером. Всё куда хуже. Происходящее на экране с удивительной настойчивостью прицельно саботирует абсолютно всё, что было хорошо в предыдущих сезонах:

  • Был сильный герой с сюжетной аркой — стал тряпкой без личности и цели.

  • Был загадочный малыш с будущим нового поколения джедаев — стал модный аксессуар, которого сажают в “машинку”-дроида, а правительница в исполнении приглашённой телезвезды гладит, как собачку.

  • Были интересные противники — стали пираты в резиновых масках и салатом вместо бороды, сделанные как будто за ночь родителями к детсадовскому утреннику.

  • Были впечатляющие монстры — стали динозавры. Буквально. А схватки с ними потеряли всякий смысл и смотрятся откровенно скучно.

  • Был мофф Гидеон — и остался мофф Гидеон, но на этот раз даже колоритный актёр Эспозито не может вывезти тот сценарный бред про новую броню и силовых клонов, который ему прописали. Возможно и не особенно старается: его показывают только в последних сериях и настолько скупо, что возникает полное ощущение, что от него там только голос (половину времени так искажаемый шлемом, что его мог озвучить хоть вуки). Недаром он вдруг лишился фирменных усов — возможно, их просто было лень добавлять к 3d-модели лица.

3.png


Сказал персонаж с базой для клонирования самого себя.
  • Были разнообразные интересные планеты — осталась только Неварро, снова Татуин, Корусант и максимально унылые руины Мандалора.

  • Были небольшие сюжеты в каждом эпизоде — а теперь их нет. Весь сезон можно уместить в одну серию, а всё остальное заполнено даже не филлерами, а какой-то строительной пеной: не происходит вообще ничего, наблюдать за бессмысленными перемещениями в кадре мучительно скучно и стыдно. А единственный за весь сезон полноценный мини-сюжет получил худшую за всю историю киновселенной оценку.

  • Были простые, но увесистые диалоги — стали пустые поясняющие фразы, произносимые вырезанными из картона фигурами.

  • Даже Бо-Катан, весь сезон подаваемая как новая главная фигура, сюжет которой куда важнее почти отсутствующего сюжетика Дина — сравните возврат Мандалора и окунание в водичку — и та в конце не приходит ни к чему такому впечатляющему, оставаясь такой же картонной фигурой стоящей среди других у небрежно слепленной печки в плохо нарисованной пещере.

9.png

Да, сериалы часто со временем теряют в качестве. Но обычно это происходит где-то к шестому, а то и восьмому сезону, при этом выдохшийся сценарий компенсируется улучшенным визуалом и интересными камео. Этот же по сравнению с соседними сериалами с куда меньшим бюджетом выглядит откровенно позорно. Сцена провинциального театра с мутными декорациями, невыспавшимися актёрами и наклеенными поверх модельками динозавров, взятых как есть из какой-то передачи про Юрский период.

Даже звучит это противно: голоса местами будто сгенерированы, а в остальных местах демонстрируют крайнюю незаинтересованность исполнителей. Саундтрек после ухода Йоранccона превратился в бесконечное утомляющее повторение заглавной темы при каждом появлении главного героя. А уж мерзкое “нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет, нет” повторяемое раз за разом зелёным пёсиком, посаженным в ходячую скороварку, и вовсе невыносимо.

8.png

Слишком сложно поверить, что талантливые авторы предыдущих сезонов — шоураннер, режисёры, сценаристы — не заметили ни одну из этих проблем. Что они искренне посчитали, что это хорошо. Что они развесили ружья — и просто забыли, что хотя бы одно должно выстрелить. Что и правда никто из них не понял, что они изо всех сил, целенаправленно и эффективно хоронят собственное детище.

А может быть, верить в это просто не хочется. В любом случае, это ещё не конец. Мандалорец и Грогу мертвы как персонажи, и мы очень удивимся, если кто-то решится ещё когда-нибудь прикоснуться к ним даже длинной палкой. Но будут и другие сериалы, в первую очередь Асока. И проблема тут в том, что убитая магия “Мандалорца” — это не просто болезнь, а инфекция. Так же как бестолковый и нелепо выглядящий Бабу Фрик из сиквелов приносит с собой их дух идиотизма, засветившиеся или упомянутые в “Мандалорце” персонажи будут заражены его хворью с запахом дешёвого балагана.

13.png

Сейчас это может звучать глупо, дескать, ну причём тут другие сериалы? Когда они появятся, мы, мол, всё уже забудем. Но дело в том, что та самая кино-“магия”, а именно желание верить в происходящее на экране и погружаться в другой мир, вещь очень хрупкая. Третий сезон “Мадалорца” показал, что достаточно всего на несколько минут позвать в сериал пару неуместных личностей с телевизора и даже самых упёртых (или наиболее инертных) зрителей резко выдёргивает из “транса”. Они протирают глаза и видят изнанку того самого балагана… Повторяем — самые низкие рейтинги за всю историю. Это вам не шутка.

И когда выйдет “Асока” — вы нет-нет, да и поймаете себя на мысли: да это же та самая героиня, которая была в кадре с мандалорцем в его дурацком шлеме, и которая помогала ему отвести зелёного малыша к Люку… который его потом просто прогнал, а малыш стал ненужным питомцем…

14.png

А инфекция, как мы знаем, имеет свойство неконтролируемо и быстро распространяться, особенно в ослабленных организмах. А Звёздные Войны как франшиза и так находится в тяжёлом состоянии, неудача за неудачей, проблемы с фанбазой, тематическим парком, переносы, пересъёмки, скандалы…

Эх, Джон Фавро, что же ты наделал…

 

 

P.S.

Новый проект (1).jpg