Что такое Звёздные Войны? - Взвешенное мнение

Есть один невидимый вопрос. Им не всегда задаются, не все об этом задумываются, но если задуматься, станет понятно, что именно он лежит в основе многих споров и недоразумений среди фанатов и сторонних наблюдателей. Что такое Звёздные Войны?

На первый взгляд, ответ очевиден: это научная фантастика с космическим сеттингом.

— Да нет, — закричат самые олдскульные фанаты, — это сказка, легенда о космическом рыцаре, проходимце и принцессе, а всё более новое — от лукавого. Какая ещё научная, тут же магия и волшебники!

— На самом деле, — не согласятся прагматики, — это просто дорогие блокбастеры, которые когда-то выстрелили, а теперь их успех всё надеются повторить, но никак.

— Вы что, — возразят фанаты сериалов, — это всё про большой мир, полный разных сюжетов, а иногда и глубокую философию. А фильмы — это, считай, просто полнометражные серии.

Фанаты книг тоже что-то скажут, но их плохо слышно оттуда, из расширенной части вселенной.

Дадим и свою версию ответа.

Звёздные Войны — это ролевая игра. Налейте себе синего молока, сейчас всё объясним и подробно разберём все аспекты.

Можно даже выделить новый жанр, скажем “произведения с открытым миром”. К таким относятся также “Властелин Колец” и, например, “Сталкер”. Это настоящие “вселенные”, в отличие от “франшиз”, которые по сути просто что-то вроде дорогих сериалов. Причём произведения Толкина ещё и успешно совмещают этот новый жанр с классической литературой.

В этом жанре не так важна сюжетная составляющая, она служит скорее примером того, что в данной вселенной возможно. Также парадоксальным образом не очень важно качество отдельно взятых первоисточников и их связность в сюжетном плане. Например, в таких сеттингах, как “Вархаммер” и “Подземелья и Драконы”, первоисточники представляют собой лоскутное одеяло из разномастных произведений, в которых сам чёрт ногу сломит. Да они ещё и меняются от редакции к редакции.

Признаем честно: абсолютно все произведения по ЗВ имеют недостатки, иногда очень серьёзные. Любой из фильмов “в отрыве” очень трудно назвать полноценным произведением кинематографа, даже самые продуманные сюжеты имеют дыры и тёмные пятна. Всё потому, что на тот момент, когда вселенная вызрела, расцвела и поселилась в головах фанатов, всё это уже не имеет значения.

А что тогда имеет? Творческий импульс! Не так уж много фанатов “Марвел” или “ДС” хотят рисовать собственные комиксы, любителям книжной НФ-классики вроде Азимова не приходит в голову придумывать новые планеты и расы. Дело в основном ограничивается косплеем. Всё потому, что эти произведения заточены именно под сюжет — да-да, даже комиксы — который ведёт конкретных персонажей по аркам развития, несёт законченную идею и мораль.

А вот фанаты Звёздных Войн, Толкина и, в небольшой степени, Гарри Поттера — пишут свои книги, всячески расширяют мир и даже снимают собственные фильмы и анимацию.

Это объясняет, как уживаются сказочно-мифологическая и приземлённо-политическая составляющие. В ролевой игре — каждому своё, а вот в цельной книге это смотрелось бы как нелепый китч.

По этой же причине многим понравился “Андор”, содержащий минимум “фирменных” элементов и не нравятся джедаи со световыми мечами: в компьютерных играх, к примеру, тоже кто-то играет за мага, а кто-то всё равно за варвара или рыцаря, даже если игра в основном про магию.

Поэтому же так трудно заходят новые “номерные” части — что приквелы, что сиквелы. Никому не нужны новые глобальные сюжеты (особенно если они повторяют старые), лучше дайте больше пищи для творчества, новых планет и горизонтов — как делают Войны Клонов. Продолжение или предыстория большого сюжета только добавляют новых ограничений для уже придуманных фанатами бесчисленных “отыгрышей”: мини-историй, персонажей и так далее.

И многие другие странности в ЗВ вполне объясняются принадлежностью к жанру “с открытым миром”. Например, инопланетяне с резиновыми головами до сих пор воспринимаются довольно спокойно: в ролевой игре несложно принять условности. Единственное, возможно, исключение — актёрская харизма Харрисона Форда. Он настолько нравится зрителям, что другой актёр в роли Соло мало кому понравился, хотя по логике ролевой игры это не так уж принципиально. А может, дело в том, что не все любят “смотреть, как другие играют”, и представлять себя Ханом в этой ролевой игре могут и сами.

Это не значит, что для входа в такой жанр достаточно снять фильм без сюжета или написать книгу с большой предысторией. Нужно редкое сочетание таланта, широкой известности, удачного места и времени. У Звёздных Войн всё это сложилось.

А тем, кто к творчеству совсем не склонен, Звёздные Войны как раз обычно и не нравятся.

Star_Wars_Day_May_The_Fourth.svg.png