Да, Но. Взвешиваем первый сезон.

Сериал "Андор"

QgajHiTcyrY.jpg

Абсолютно всё, что касается сериала о воре и будущем повстанце с планеты Кенари, подпадает под эту нехитрую формулу.

Да — и это самое главное — сериал вводит в массовое сознание мысль о том, что “в детских смешных сказочных фантастических Звёздных Войнах может быть что-то серьёзное и взрослое”.

S2MHIdshMFg.jpg

Но — при этом за пределами достаточно специфического круга сериал никому особенно не интересен… да и неизвестен. О нём не говорят. По нему не продашь игрушки. Даже самый тонкий ценитель(-ница) вряд ли захочет себе кружку со скучающим депрессивным лицом Диего Луны или плюшевую чиби-Дедру.

— А что хорошего в продаже игрушек? Это всё мерзкий капитализм.

— То, чем не интересуются массы, не повлияет существенно на франшизу.

 


 

Да, в сериале приятно посмотреть на хорошую игру таких актёров, как Стеллан Скарсгард и Энди Сёркис. Они действительно отыгрывают на все деньги.

qRoAUlZaICg.jpg

Но сюжетно их персонажи недоразвиты. Лютен Раэль не только не может начать полноценное восстание, когда для этого есть все предпосылки, но даже не в состоянии найти Андора, специально прилетев для этого на планету — и собирается улететь ни с чем. Не говоря уже о том, что такой опытный психолог, каким он обязан быть, не смог понять мотивацию главного героя, не разобрался в ситуации и просто решил убить чуть ли не самого честного и мотивированного из своих “бойцов”. А Кино Лой и вовсе как будто “обрезан” из сценария, просто пропадая в наивысший момент своей арки — что серьёзно подпортило неплохую драматическую линию этого персонажа.

— Но ведь это только первый сезон.

— За “скоростной” второй — он же и последний — их раскрыть не успеют. А многих, скорее всего, уже и не будет.

 


 

Да, сериал изо всех сил пытается быть “не как Звёздные Войны”, отличаться от всех остальных фильмов и сериалов.

s5xoJHy4ttM.jpg

Но одна из постоянных локаций в нём — это буквально магазин отсылок, а половину сезона главный герой работает на постройке Звезды Смерти — ничего более шаблонного и типичного и придумать нельзя. К тому же, попытки быть “не таким, как все”, как это часто и бывает, далеко не всегда идут ему на пользу: сами по себе истории про сурового мужчину, ненавидящего “систему”, хитрого политика, подпольного манипулятора, ограбление банка, побег из тюрьмы… Всё это можно увидеть и во многих других произведениях, причём снятых намного лучше и не пытающихся что-то доказать там, где этого никто не просил.

— Зато это что-то новое в ЗВ!

— Точно? С учётом сиквелов, “изгоя”, “соло” и прочих бобафеттов отсутствие джедаев, масштабных дуэлей на световых мечах и интересных космических сражений смотрится как раз максимально типично.

 


 

Да, сериал аж краснеет от натуги, пытаясь быть взрослым и серьёзным. Персонажи ходят исключительно с постными или трагическими лицами; диалоги как будто прошли пять кругов редактуры, чтобы ни одним словом или междометием не напоминать фразы про песок или любовь; декорации и костюмы настолько реалистичные, что герои ходят с “калашами” среди “инопланетян” в монгольских шапках, самое масштабное сражение состоит из двух кораблей, а максимально футуристический Корусант снят в обычном городе; все персонажи до того взрослые и неоднозначные, что сопереживать в итоге совершенно некому: что “положительных”, что “отрицательных” хочется просто сослать с концами на тот самый завод — пусть внесут вклад в эту вселенную хотя бы строительством Звезды Смерти.

bEzjT_FDhwE.jpg

Но — а зачем это, собственно, нужно? Звёздные Войны всегда были жанром в себе, особого рода сказкой, которая не нуждается в специальной серьёзности. Даже пик мрачности — Месть Ситхов и параллельный с ним финальный сезон Войн Клонов — именно что мрачные, тяжёлые, но не “взрослые”. Звёздные Войны всегда были для тех, кто способен смотреть на людей в резиновых масках — и видеть инопланетян, смотреть на выдуманных как попало инопланетян — и видеть личностей с их историями, проблемами, желаниями… А если любой фантастический элемент кажется вам “нереалистичным” и “детским”, а при взгляде на тви’лека вы восклицаете “ну и бред! что за идиотский клоун? что курил автор?!” — вам явно не место в ЗВ и “прогибать под вас” далёкую-далёкую — просто преступление. Напомнить, что джедаизм — официально существующая религия? Всё и так давно уже более чем серьёзно и без вашей “скорцезщины”. Вы явно недооцениваете мощь.

Для тех же, кто спорит, сказка ЗВ или фантастика, можно сказать так: “Властелин Колец” при написании был некой квинтессенцией мифологии, новаторской сказкой, но по прошествии времени его статус изменился — теперь это родоначальник своего собственного, отдельного жанра — высокого “толкиновского” фентези — и, наверное, до сих пор лучший его представитель, а на фоне большинства последователей более чем взрослый и серьёзный. Примерно то же произошло и со Звёздными Войнами — они вполне заслужили жанр своего имени, которому многие пытаются подражать, не всегда понимая, в чём, собственно, суть. Так зачем пытаться “сменить жанр” франшизе, обладающей жанром собственным, явно не обладая достаточной любовью к этой вселенной, чтобы сказать в нём своё слово?

— Но это привлечёт новую аудиторию: тех, кто считал ЗВ несерьёзными!

— Вряд ли. Одного борделя в начале недостаточно, нужно, чтобы герои постоянно курили, нюхали, кололись, совокуплялись во всех позах и, конечно, через слово матерились. А так — детский сад какой-то.

 


 

Да, сериал поднимает интересные и в чём-то актуальные темы. Например, финансирование и подавление восстаний, показанное не с точки зрения относительно прямолинейной борьбы со злом, а более современно. Рабский труд, приёмные дети, оккупация и притеснение локальной культуры, самопожертвование и предательство.

RGg4yu0zNnU.jpg

Но фактически эти темы только заявляются. Никаких интересных выводов, необычных подходов к проблеме, столкновений разных взглядов. А если поскрести, так и вовсе можно обнаружить привычную “сказочную” структуру: хорошие персонажи хмурятся, сомневаются, но делают строго добро. Плохие мерзко выглядят, гадко ухмыляются и делают исключительно зло. Да, Андору дали шесть лет тюрьмы просто потому что империя плохая, а не из-за сложной психологии персонажей. Да, он весь такой самостоятельный и на революцию ему плевать, но деньги со Скином всё же не разделил, хотя казалось бы.

К тому же, откровенно говоря, никто и не просил в эскапистской фантастике показывать реальную жизнь, вот прямо как у нас — да ещё и настолько навязчиво и инвазивно, замещая ей, как генерал Гривус, живые ткани ЗВ. Не для того их смотрят. Зато знаете, кто этого активно просит? Да те самые пресловутые поборники “повестки”, которые считают, что вне зависимости от контекста, сеттинга и жанра в любом произведении обязательно должны быть представлены все возможные варианты рас, полов и ориентаций — чтоб как в жизни было! В “Андоре” нас кормят той же самой логикой, но в другой обёртке.

— Так в чём проблема, просто добро и зло — это же как в классических ЗВ! Вы же этого и хотели.

— Они не притворяются чем-то другим, а честно показывают то, что и заявлено. Андор же подаёт себя как что-то сложное и продвинутое, причём делает это довольно высокомерно и с вызовом. Потому и оценивать его нужно по другим критериям.

 


 

Да, в сериале полно многообещающих моментов. Хочется исследовать подполье, тайные улочки и туннели небольшого городка и колоссального Корусанта; не терпится увидеть изощрённый способ массового побега из тюрьмы, изобретательно использующий против системы тот самый электрический пол; интересно посмотреть на карьерный путь и взлёт имперских персонажей, как они безжалостно поднимаются по головам и идут на компромисс с самими собой; любопытно узнать, что придумала Маарва с дроидом, которого зачем-то так много показывали всю предпоследнюю серию; интригуют хитросплетения политики, как имперской, так и противостоящей ей подпольной; заранее видно, что персонажей и их отношения будут показывать с глубоким психологическим подходом; наконец, было бы неплохо увидеть действия революционеров, их смелые и жёсткие операции против оккупантов и, в итоге — настоящий взрыв восстания.

yd28oPHpa9k.jpg

Но всего этого в итоге не происходит, ни в этом сезоне, ни, скорее всего, в следующем. Большинство локаций имеют камерный масштаб, повстанцы совершают не особенно эффектный грабёж (растеряв при этом почти всех исполнителей) — и пережёвывают это все последующие серии. Из тюрьмы сбегают почти в лоб, а Маарва не придумала ничего лучше, чем просто записать видео… которое вдохновляет город не на полноценное восстание, а на хаотическую драку, нужную только для того, чтобы вытащить из застенков не особенно полезную в сериале героиню. В эту же драку упирается карьера имперских персонажей, превратившаяся под конец в неуместную и нелепую любовную линию. Вся политика Мон Мотмы уместилась бы минут в пять, если бы не была так растянута, и заключается в том, что нужно спрятать перемещения денег и выдать замуж дочь. Точнее, сенатор двенадцать эпизодов вполголоса обсуждает с приятелем, нужно ли ей на это решиться — это заодно и почти вся “психология” сериала, вместе с пространными речами Лютена о том, как же сильно он страдает и заставит страдать других. Собственно, дальше слов он не продвигается, чуть не упустив Андора и получив решительную отповедь даже от маргинала Со Герреры. Даже как-то обидно за хорошего актёра Скарсгарда.

Сестру Андора пропустим — узнать про неё совсем не хочется, хотя этим активно интригуют… и тоже быстро забывают. Странная забывчивость для такого “серьёзного” и “глубокого” сценария, не правда ли?

dZkntBbOp4U.jpg

В итоге что у сериала действительно получается — так это делать вид, что он необычный и взрослый. По факту это самый типичный продукт, заточенный под определённую аудиторию (которая Звёздные Войны обычно не смотрит) и будто обрезанный со всех сторон студийными решениями. Как политик на выборах, он много обещает, надувает щёки, но в итоге вместо обещанных реформ только их иллюзия, пропаганда и растрата бюджета.

Если сериал так хорош, зачем нужно множество обзоров, поясняющих, что на самом деле он хорош (просто вышел не вовремя и т.д)?

— Это лучшее, что случалось со Звёздными Войнами!

— Если только в смысле милосердного усыпления страдальца. Лучше уж закончить так, чем бездушной, бесталанной пустышкой “Оби-Вана” или чудовищно изуродованным “сноуком” сиквелов.

— Но как же все эти восторженные отзывы?

— Вот так и умирают Звёздные Войны: под гром аплодисментов…